Методические материалы

 

Общие требования к воспитанию

Исследование многовекового опыта христианской педагогики позволяет сформулировать ряд требований к воспитанию.

Воспитание должно быть полным

Это требование означает, что нельзя оставлять без воспитания ни духа, ни тела. Одностороннее воспитание почти всегда влечет за собой негативные последствия. К чему, например, приведет живое воображение и хорошая память, если при этом у человека недостаточно здравого смысла? К чему приведут обширные познания, если испорчено сердце? К каким ошибкам может привести доброе сердце, если оно оставлено без разумного руководства?
Таким образом, воспитание должно охватывать все способности человека и формировать их в соответствии с его назначением, оно должно образовать и тело, и дух.

Воспитание должно быть гармоничным

Говоря о необходимости охвата всех способностей человека, следует иметь в виду, что каждую из них нужно формировать по-разному. Не все способности надо развивать одинаково, в равной мере. Воспитание, как уже отмечалось, должно производить в человеке «единство и гармонию»: низшее необходимо подчинять высшему, а высшее – высочайшему.
Эта гармония должна согласовываться с назначением человека, с целью его жизни – постоянном совершенствовании в добре. Поэтому развитие всех его физических и нравственных сил необходимо подчинять этой цели.
Если нравственное усовершенствование человека, воспитание его в вере и благочестии станет во «главу угла», то оно окажет влияние и на вторую сторону воспитания – на обучение, на совершенствование человека в земных делах. В православном воспитании знание нельзя отрывать от веры, вера является неотъемлемой частью воспитания. Кто хорошо знает христианское учение и «всегда сообразуется с духом веры», пишет один из педагогов 19 века, тот «во всех делах своих бывает тем, чем ему должно быть: рачительным хозяином, верным супругом, мирным гражданином, честным торговцем, храбрым воином и пр.».

Воспитание должно быть сообразно с личными (индивидуальными) способностями воспитанника

По мысли схиархимандрита Иоанна (Маслова), педагог должен строго сообразовываться с уровнем умственного и нравственного развития учеников, применяться к обстоятельствам места и времени.
В детях, благодаря разнице в их наследственности, темпераменте, образе жизни, способностях, а также других факторов, образуются свойства личные (индивидуальные) или особенные – как духовные, так и телесные. Эти свойства бывают как положительными, так и отрицательными, поскольку «наклонность ко злу очень рано обнаруживается в человеке и потом раскрывается в различных направлениях».
Отсюда следует, что должен быть различный подход ко всем детям, как учили старцы «к каждому свой ключ надо подбирать», каждого ребенка надо воспитывать по-разному. Недостатки ученика требуют «благоразумного и точно к нему приспособленного противодействия». Для этого воспитатель, педагог должен, насколько это возможно, знать личные свойства своих воспитанников.

Воспитание должно быть непрерывным и постоянным

В современной педагогике существует требование непрерывности образования. Вместе с тем, традиционно оно входило в систему православного воспитания. В русской педагогике это требование реализовано в методах пастырского душепопечения (от рождения до смерти человека), в монастырской педагогике, в воспитательной работе государства и общества как с подрастающим поколением, так и со взрослыми. Это требование связано с тем, что, духовный подвиг, по мысли святых отцов, непрерывен по своей сути.
Требование постоянства вытекает из определения процесса спасения. Спасение, по мысли отцов Церкви, – постоянный процесс внутренней борьбы и работы над самим собой. Усилия человека должны носить постоянный целожизненный характер, потому что духовная борьба непрестанна. Святые отцы сравнивают православное воспитание с ручейком, «постоянно текущим и никогда не иссыхающим».

Воспитание должно начинаться рано и сообразовываться с возрастом

Это требование относится как к телесному (физическому) воспитанию, так и к воспитанию нравственному. Последнее должно начинаться гораздо раньше, чем оно обыкновенно начинается. «Как только начнут дети приходить в разум и понимать учение, тотчас должно им вливать молоко благочестия», – наставляет святитель Тихон Задонский.
Очень важно с ранних лет приучать детей к правильному образу жизни. Приучение их к скромности, приличному поведению, послушанию очень многое даст им в будущем. Дети, привыкшие к правильному образу жизни, впоследствии, при постепенном осознании ими смысла происходящего, легко сообщат своим прежде приобретенным привычкам истинно нравственный характер. Если в детях эмоциональные наклонности с детства приведены в порядок, то реже будут их ошибки и падения, легче борьба и тем вернее победа, чем глубже добрый навык укореняется в них через многократное и долговременное повторение «добрых действий».
И наоборот, если ребенок с первых лет жизни предоставлен сам себе, своим беспорядочным наклонностям и своенравию, тогда раскрывающийся рассудок бывает уже не в силах подчинить ребенка своей власти, нрав его испорчен и зло в нем уже укоренилось. Здесь должно действовать правило: чего дети не должны будут делать после полного осознания своих действий, того не надо позволять им и прежде. Что дети должны будут делать в последующие годы, к тому необходимо приучать их как можно ранее, по мере осознания ими происходящего, укрепления их нравственных и физических сил.
Исходя из сказанного, необходимо помнить, что недостаток, имеющийся у ребенка, сам собой со временем не уничтожится, а только усилится. Со временем он может перейти в порок.
Воспитатели, родители, оставляющие своих детей в первые годы без должного воспитания, должны знать следующее:
– раннее плохое поведение детей легко переходит в навык;
– слабовыраженные расположения детского сердца постепенно могут перейти в постоянный характер;
– дети, с детства никем не удерживаемые, поддающиеся влечению своего темперамента, своему неразумию и самовольству, впоследствии вынуждены будут подчиняться своим беспорядочным наклонностям;
– от злых наклонностей сердца и воображения тело ребенка также располагается ко злу. От этого чрезвычайно затрудняется действие совести.
Как тело, так и дух растущего человека требуют одного руководства в первые годы жизни, иного – впоследствии, иного – когда тело и дух укрепятся. Нельзя обходиться с юношами и девушками так же, как с детьми, а с детьми обращаться, как со взрослыми.
Таким образом православная педагогика определяет время, наиболее благоприятное для воспитания, — это младенчество, первые годы жизни.

Воспитание должно быть постепенным и основательным

«Человек развивается постепенно, поэтому воспитание должно следовать за «ходом природы», не опережая ее, а помогая ей. «Каждое дело и вещь, – пишет преп. Амвросий Оптинский, – не вдруг совершаются, а мало-помалу…». При этом нужно помнить о необходимости истинного основания воспитания. Глинский иеромонах порфирий (Левашов) пишет: «Никто не может положить другого основания воспитания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор.3, 11)». На прочном фундаменте христианского учения, не пропуская ни одной ступени, необходимо постепенно «возвышать» все здание воспитания» .
Зачастую родители и воспитатели бывают недовольны «постепенностью» природы и стараются как можно раньше сформировать ребенка как в умственном, так и в нравственном отношении. Но это вредно.
Хотя в детях необходимо пробуждать способности с ранних лет, нужно избегать преждевременного их напряжения. Это не только затрудняет тело в его развитии, но и причиняет вред духу.
Таким образом, в соответствии с природой человека образование должно быть постепенным и основательным.

Воспитание должно быть строгим

По мысли святителя Филарета, воспитание должно быть строгим: «Апостол Павел говорит о строгом воспитании, как не о предосудительном, [а о об] обыкновенном [обычном] и должном. Это тем более примечательно, что он строгое воспитание представляет образом того, как Бог воспитывает человечество».

Главное требование к воспитанию – воспитание страха Божия

При православном воспитании самое важное, чтобы в детях глубоко укоренялась и всегда поддерживалась живая вера в Бога, навык «хождения перед Ним», постоянная забота о том, чтобы не оскорбить Его грехами.
Если такое чувство есть в душе воспитанника, это значит, что в ней положено главное основание хорошего воспитания – страх Божий.
Страх Божий возбуждает в сердце воспитанника возвышенные чувства, обуздывает порывы своеволия, приводит в порядок желания и наклонности. Это чувство делает человека в счастье скромным, в несчастье – твердым и великодушным, «образует» его в истинного гражданина, подготовленного как к земной, так и к вечной жизни.
Поэтому ошибаются те воспитатели, которые, заботясь о научении детей разным наукам, не заботятся о возбуждении и поддержании в них страха Божия. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что знания не приносят должной пользы, если в основание воспитания не положен страх Божий. Для укоренения в детях этого чувства необходим, прежде всего, пример родителей, воспитателей, их истинное благочестие. Безнравственная жизнь воспитателей отнимает способность учить.
Почему так необходимо воспитание этого качества? «Там, где обитает страх, – пишет Глинский старец Порфирий, – оттуда бежит порок и преступление».

Монтаж охранно пожарной сигнализации
Установка охранных систем. Охранно-пожарная сигнализация. Охранные системы
seygal.ru