...
Образование ума
По учению святых отцов, ум есть способность человека находить истину и жить сообразно с нею. Знак «высшего образования ума», пишет один из авторитетных педагогов 19 века, – всегда внимать голосу Бога и всегда верно следовать ему. В соответствии с этим положением, истинно умным почитается тот, кто правильно употребляет знания, то есть использует их для достижения главного жизненного назначения – спасения души.
Истинно умный человек есть только тот, кто в жизни является благочестивым и добродетельным. Именно такое понимание умственного воспитания традиционно существовало на Руси, именно оно было характерно для русской педагогической школы.
Перед педагогами стоит задача вернуть уму человека способность отличать добро от зла. Для этого, по советам святых отцов, необходимо, прежде всего, научить детей вере, а потом – другим наукам, необходимо раскрыть им основные понятия о Боге, о правилах богоугодной жизни.
Вместе с тем, умственная деятельность воспитанников должна включать и познание светских наук. Познание светских наук необходимо, чтобы «приучить ум к здравой, отчетливой и последовательной мыслительной деятельности». Но главное – для того, «чтобы облагородить земное общество и дать ему правильное понятие и направление во всех сферах жизни».
Таким образом, православные воспитатели, по советам святых отцов, должны приучать своих питомцев искать пути, чтобы быть истинно полезными для других, быть патриотами своего Отечества. Служение обществу, улучшение благосостояния земного отечества – начало служения отечеству небесному. Методы и формы этого служения должны стать предметом размышлений воспитателей и воспитанников.