Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

«ЭТОТ ЛИСТОК ОТКРЫЛ ВСЮ МОЮ ДУШУ»

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Из книги «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI — XX веках». М., 1994.

Не только благотворительностью славилась Глинская пустынь. Велика была ее роль в духовно-просветительной деятельности. В конце XIX века просветительная деятельность особенно была необходима для ограждения народа от различного рода вредных лжеучений, укрепления православной веры, христианского благочестия.
Заботясь о духовном просвещении народа и понимая, какое огромное значение имеет изучение творений святых отцов в духовной жизни христианина, игумен Исайя обратился к Курскому епископу Иустину (Охотину) с прошением разрешить Глинской пустыни издавать листки и книги религиозно-нравственного содержания. Преосвященный поручил председателю Епархиального братства, ректору Семинарии разработать правила для издания подобных листков, рассмотреть их в совете братства и представить на утверждение архипастыря.
На основании этих правил с 1891 года Глинская пустынь стала издавать духовно-нравственную литературу. Это начинание было поддержано и благотворителями обители. Так, в 1892 году дворянкой Белгородского уезда Юлией Викторовной Суджанской была пожертвована обители тысяча рублей на издание религиозно-нравственной литературы. К середине 1893 года обитель уже издала 35 «Глинских листков» и 22 книги. Они бесплатно раздавались в благословение богомольцам.
Об издательской деятельности игумена Исайи современники писали: «Настоятель Глинской пустыни отец Исайя выделяется из многих игуменов монастырей. Для него дороги все приходящие помолиться в пустынь (а их в год перебывает у него до 50 тысяч). Он заботится о всех православных христианах, ради которых и занялся издательской деятельностью».
Литература, издаваемая Глинской пустынью при отце Исайи, имела огромное значение в деле спасения человека.
О большом нравственном воздействии «Глинских листков» свидетельствует следующий пример. Однажды к Глинскому старцу Архиппу (Шестакову) пришла девушка, оставившая должность учительницы и желавшая всецело посвятить свою жизнь богоугождению. Отец Архипп, имевший дар прозрения, не выслушав вопроса, сказал ей: «Дома лучше себя учи, а потом в монастырь» и при этом дал ей один из «Глинских листков», прочитав который девушка в восторге воскликнула: «Хорошо, что я пошла к старцу: этот листок открыл всю мою душу».

Большой популярностью среди народа пользовались издания серии «Глинские Богородицкие книжки», содержание которых было построено на материале творений святых отцов, проповеднических трудов учителей Святой Православной Церкви, житий великих подвижников Божиих. Среди них: «Солнце» — из творений святителя Тихона Задонского; «Покайтеся», «Приготовьтесь ко сретению Жениха» — из творений святого Ефрема Сирина; «Поучительные примеры из жития святого Нифонта», «Как спасся блаженный Досифей» — из книги аввы Дорофея; ряд назидательных книг благочестивым людям: о дарах Божественной благодати, об исповеди и причащении Святых Христовых Тайн, о необходимости хранения очей и много других.
«Глинские Богородицкие книжки» были неотъемлемой частью книжных фондов школьных библиотек. Дети охотно читали и перечитывали их. Информация о выходе в свет очередных изданий «Глинских Богородицких книжек» публиковалась на страницах журнала «Курские епархиальные ведомости» и других периодических изданий.
Одновременно Глинская пустынь приступила к выпуску изданий о самой обители.
В 1891 году было издано подробное историческое описание монастыря — «Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь». Эта книга получила высокую оценку на страницах печати. В 1899 году вышла книга о вновь устроенном в Глинской пустыни Спасо-Илиодоровском ските и его замечательных старцах. В 1901 году был выпущен очерк современного состояния Глинской пустыни. Он пользовался большой популярностью и переиздавался с некоторыми дополнениями в 1904 и 1912 годах.
В 1901 году обитель издала книгу об истории явления чудотворной Глинской иконы и чудесах, от нее происшедших. Эта книга также была очень популярна среди богомольцев, она переиздавалась в 1907 году.
Обитель поставила своей задачей издание жизнеописаний замечательных подвижников Глинской пустыни. И уже в 1892-1894 гг. ею были изданы три книги: об игумене Филарете (Данилевском), иеросхимонахе Макарии (Шарове) и старце Феодоте (Левченко). В журнале «Богословский библиографический листок» за 1894 год (в приложении к журналу «Руководство для сельских пастырей») появилась рецензия, в которой высокую оценку получили все три жизнеописания Глинских подвижников. Особенно выделено среди этих книг второе издание жизнеописания старца игумена Филарета, которое, как отмечено в рецензии, «и по содержанию интересно, и по изложению прекрасно; тон и слог речи древнеотеческий. Жизнеописание старца Макария в высшей степени назидательно: наставления этого старца отличаются замечательною меткостью и духовной проницательностью. Сказание о старце Феодоте, отличавшемся глубоким смирением, терпением и послушанием, заслуживает полного внимания любителей духовной жизни и может быть прочитано с великою душевною пользою».
Особенно много книг о Глинских подвижниках издала обитель в начале XX века. В 1901 году вышло второе издание книги о старце Макарии (Шарове); в 1902 году было опубликовано жизнеописание старца Архиппа (Шестакова); в 1905 году — третье, значительно дополненное и переработанное, издание книги о возобновителе Глинской пустыни игумене Филарете; в 1906 году — очерк жизни настоятеля архимандрита Иннокентия (Степанова); в 1907 году — жизнеописание старца схимонаха Луки (Швеца); в 1909 году — очерк жизни монаха Петра (Лешенко) и значительно дополненное жизнеописание старца Феодота (Левченко); наконец, в 1910 году вышли книги о Глинских подвижниках: монахе Мартирии (Кириченко) и схимонахе Евфимии (Любимченко).
Огромный вклад в составление жизнеописаний Глинских старцев внесли сами Глинские иноки. Наиболее известен среди них игумен Иассон.
Отец Иассон поступил в Глинскую пустынь в 1863 году. Шестнадцать лет он прожил под руководством высокодуховного старца схиархимандрита Илиодора (Голованицкого). «Имея к нему полное доверие и любовь, — пишет игумен Иассон, — я старался напечатлеть в своей памяти все его деяния и все то, что мне довелось не раз слышать от него. Опасаясь, что с течением времени многое может изгладиться из моей памяти, я еще при жизни старца, не мудрствуя лукаво, начал записывать для себя то, что мне казалось в каком-нибудь отношении замечательным.
Таким образом, у меня составилось довольно материала, не подлежащего для меня никакому сомнению». Так появилась книга о жизни и духовных подвигах старца Илиодора. Она вышла в 1887 году, через восемь лет после блаженной кончины старца. Второе издание этой книги (дополненное и переработанное) было опубликовано в 1906 году, когда отец Иассон стал уже наместником Курского Знаменского монастыря.
Большой материал был собран игуменом Иассоном о великом старце монахе Феодоте от его учеников и почитателей, от братии, многие из которых лично знали отца Феодота, что и послужило основанием для написания о нем книги, вышедшей в 1894 году. В том же году опубликовано составленное отцом Иассоном жизнеописание Глинского монаха Досифея (Колченкова). Перу отца Иассона принадлежат также названные выше книги о старцах монахе Мартирии и схимонахе Евфимии.
Автору данной работы удалось установить также имя составителя последнего, наиболее полного жизнеописания игумена Филарета. Им был инок Глинской пустыни Михаил (Кузьмин).
В 1905 году, обращаясь к настоятелю Оптиной пустыни архимандриту Ксенофонту, отец Михаил писал:
«Ваше Высокопреподобие, Всечестнейший и Боголюбивейший Батюшка, Отец Архимандрит! Благословите!
В житии Молдавского старца Паисия Величковского, издания Оптиной пустыни, Глинский игумен Филарет несправедливо показан учеником иеромонаха Василия Кишкина, что подтверждает посылаемое бандеролью «Жизнеописание Глинского возоб-новителя...» При следующем издании книги о старце Паисии благоволите приказать сделать соответствующее исправление.
С почтением и благожеланием, просящий святых молитв Вашего Высокопреподобия, автор посылаемой книги инок Глинской пустыни
Михаил Кузьмин. 14 июля 1905 г

Отец Михаил (Кузьмин) родился в 1852 году. Окончив юнкерское училище, он успешно проходил службу, но в 1887 году вышел в отставку в чине капитана и на 38 году жизни поступил в Глинскую пустынь. Игумен Исайя назначил его на послушание «при письмоводстве», а затем, видя усердие и ревность к жизни иноческой, перевел в библиотеку Спасо-Илиодоровского скита. Здесь Михаил занимался изучением документов архива Глинской пустыни, связанных с жизнью ее выдающихся подвижников.
Это позволило ему значительно дополнить жизнеописание игумена Филарета сведениями из дел архива Глинской пустыни, первого рукописного описания Глинской пустыни 1829 года, из других печатных и рукописных источников, а также устными рассказами Глинских старцев. Кроме подробного жизнеописания отца Филарета, эта книга содержит ценные сведения о многих подвижниках Глинской пустыни.
И. Ювачев, посетивший Глинскую пустынь в начале XX века, писал об отце Михаиле: «Этот офицер-монах занимался составлением небольших назидательных статей, которые Глинская пустынь издает в виде маленьких брошюр».
Будучи свидетелем многих чудес, происходивших от Пустынно-Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы, отец Михаил записывал многие из них. Его записи были использованы при составлении очерка о явлении иконы и описания чудес, от нее происшедших. Отец Михаил в 1906 году был рукоположен во диакона, затем — во иерея. В 1908 году пострижен в монашество с именем Мартиниан. Через год по прошению, из-за болезни, он был пострижен в схиму с именем Максим. Точная дата его кончины неизвестна. Последний раз иеромонах Максим упоминается в послужных списках братии за 1911 год.
С целью духовного просвещения Глинская пустынь одновременно публиковала жизнеописания подвижников благочестия своей обители на страницах журнала «Курские епархиальные ведомости».
В этот же период в обители были составлены «Глинские записки», содержащие десятки жизнеописаний Глинских подвижников, прославившихся своей жизнью еще до периода настоятельства о. Исайи. Среди них — жизнеописания схимонаха Артемия, любимого ученика старца схиархимандрита Илиодора; послушника Прохора юродивого, с юных лет желавшего сораспяться Христу, ученика старца Феодота; духовно мудрого монаха Игнатия трудолюбивого, с кротостью и смирением проходившего общие послушания, а затем личного письмоводителя игумена Иннокентия, и многих других. Впоследствии жизнеописания из «Глинских записок» были включены в многотомное издание «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков».
Немалое внимание уделяла Глинская пустынь изданию церковных проповедей.
О важности церковных проповедей писал в 1904 году профессор Московской Духовной Академии Е.Е. Голубинский: «Из письменных произведений ненаучных первое место должны были бы занимать у нас церковные проповеди. Главную обязанность пастырей Церкви составляет обязанность учить пасомых или мирян истинам веры и правилам нравственности христианской, отчего именно они и называются пастырями; а церковное проповедование есть одно из обязательных средств этого учения».
В своих печатных проповедях Глинская пустынь ставила задачи просвещения народа, разъяснения основ христианской морали и в целом религиозно-нравственного воспитания. В широко известном издании «Россия: Полное географическое описание нашего отечества» о Глинской обители сказано: «Монастырь занимается книгоиздательством для народа».
Глинская пустынь стала инициатором миссионерской деятельности в Курской епархии. В 1908 году в целях укрепления устоев православной духовно-нравственной жизни в стенах этой обители открывается миссионерский кружок во имя св. апостола Иоанна Богослова. Идея создания кружка, как писал настоятель схиархимандрит Иоанникий, была соборне обсуждена со старцами обители. Из числа 60 братии, изъявивших желание участвовать в работе этого кружка, были избраны наиболее способные 30 человек, в том числе 20 человек из монастыря и 10 человек из Спасо-Илиодоровского скита. Все члены кружка освобождались от монастырских послушаний. Они занимались исключительно изучением Св. Писания в целях борьбы с сектантскими лжеучениями (в частности, штундо-баптизмом), которые появились в епархии. Был разработан устав кружка, утвержденный Курским Преосвященным Питиримом (Окновым), выделено особое помещение, организована миссионерская библиотека. Позднее в большинстве курских монастырей и пустыней из числа монашествующих были организованы проповеднические кружки, подобно Глинскому. Но кружок проповедников Глинской обители, в отличие от кружков других монастырей, был самым многочисленным, а деятельность его наиболее плодотворной.
В обязанности членов кружка входило ежедневное чтение поучений в храмах на утреннем богослужении или всенощном бдении, на ранней и поздней литургиях, а также беседы среди народа в гостиницах, столовых, на монастырских дворах.
После окончания бесед всем желающим богомольцам раздавались бесплатно в благословение от обители хромолитографи-рованные священные изображения, крестики, образки, брошюры, «Глинские листки».
Большое нравственное значение имели крестные ходы с Глинской чудотворной иконой Богородицы. В 1891 году в с. Шалыгино была построена каменная часовня с тем, чтобы ежегодно принимать Глинскую икону Богородицы для молебствова-ния в часовне и на полях в память чудесной помощи Ее жителям этого села. После многочисленных ходатайств шалыгинских крестьян последовало разрешение императора Николая II об установлении ежегодного крестного хода 29 апреля с чудотворной иконой Богородицы из Глинской пустыни в их село.
Невозможно описать ту повседневную кропотливую просветительную деятельность, которую осуществляли иноки Глинской пустыни среди паломников — взрослых и детей. Взрослые стремились попасть в Глинскую пустынь, известную в стране своим старчеством, чтобы здесь почерпнуть духовную силу, получить благословение, совет великих старцев-подвижников. Учащиеся земских, церковноприходских школ собирались в паломнические группы.
Так, в 1911 году пустынь приняла группу учащихся Селинской церковноприходской школы (свыше 80 человек), о чем писал священник Николай Оболенский. Он подчеркивал, что посещение Глинской пустыни оставляет неизгладимое впечатление в сердцах учащихся, облагораживает их души, обогащает светлыми воспоминаниями их детство, «а наше с ними пение священных песнопений во время этих путешествий воспитывает в детях твердость небоязненного, непоколебимого исповедования своей православной веры и подготавливает их к участию в общем массовом пении за церковным богослужением». Все дети бодро выстаивали монастырские службы, участвовали в крестном ходе, назидались чтением «Глинских листков» и духовных книг, а юным паломницам настоятель монастыря схиархимандрит Иоанникий прислал в гостиницу большой спектроскоп с непрерывно передвигающимися картинками, изображающими святые места Палестины. В память о пребывании в Глинской пустыни все дети получили от настоятеля религиозно-нравственные листки, крестики, а некоторые взрослые — иконы и картины религиозного содержания.
Многогранная просветительная деятельность Глинской пустыни имела огромное влияние на духовно-нравственное воспитание народа, развитие грамотности среди населения. Обитель пользовалась большой популярностью не только в нашей стране, но и за ее пределами. СВ. Булгаков в «Настольной книге для священно-церковнослужителей» писал: «Глинская пустынь пользуется большой известностью. Сюда стекается масса богомольцев».
В начале XX века правящие архиереи писали в Св. Синод: «Православная паства Курской епархии охотно и с усердием посещает богослужение во всякое время года. Трудно бывает найти семью в приходе, из которой не было бы одного или нескольких членов в храме в храмовой праздник. Народ массами с детьми спешит посетить в тот день храм, отстоящий на две-три версты. Ни даль расстояния храма Божия, ни суровая погода, ни домашние дела — ничто не удерживает народ от посещения храма и богослужения. С таким же усердием посещаются паствою богослужения и Св. Четыредесятницы, когда каждый считает своею священной обязанностью принести в эти дни покаяние во грехах, очистить свою совесть от них и приобщиться Св. Христовых Тайн», и несомненно, большая заслуга в этом принадлежала Глинской Богородицкой пустыни.


Источник: Журнал "Русский инок" 2008 г

Серебряные изделия
Серебряные изделия от Vangold. Магазин в Петербурге! Широкий ассортимент
kabiri.ru
Занятия большим теннисом для начинающих в спб
Расписание занятий. Занятия теннисом для детей и взрослых
jprotennis.ru
Предоставление рабочих в аренду
Помощь в аренде квартир и комнат. Сдать - снять. Срочно. Выгодно. Звоните
helpresource.ru