Хрестоматия для внеклассного чтения

Занятие 12

Бог все видит

Знатные киевские граждане Иоанн и Сергий заключили братский союз перед иконой Божией Матери в Печерской церкви. Прошли годы. Братство любовно сохранялось. Но вот Иоанн заболел и, умирая, поручил Сергию хранить для своего малолетнего сына Захарии тысячу гривен серебра и сто монет золота. Когда Захария вырос, он пожелал получить отцовское наследство, но Сергий заявил ему, что денег у него нет и что отец его все деньги при жизни своей роздал. Тогда, удивленный, Захария стал просить, чтобы ему была возвращена хотя бы половина завещанного. Последовал тот же ответ.
После этого Захария стал просить одну десятую часть своего наследства. Но Сергий не дал и этого. В удостоверение своей мнимой правоты он повел Захарию в Печерский храм, где был заключен братский союз с умершим Иоанном, и там дал клятву, что никогда не брал от него денег.
Поник головой Захария, заплакал и пошел домой. Вдруг до его ушей донесся страшный крик. Это кричал Сергий: «Пощади, Господи, не поражай меня! Страшен грешнику вид Твой, Светлый Небожитель! Ты все видишь!.. Возьмите чужое золото и серебро, оно в моем доме, в запертом сундуке».
Деньги нашлись: явился Всевидящий Свидетель, обличивший обманщика.

1. Какое наследство оставил Иоанн сыну?
2. Как получил Захария наследство?

 

Сребролюбие есть корень всех зол

Сребролюбие не токмо само в себе грех тяжкий есть, но и есть корень всех зол, по словеси Апостола: «корень всем злым сребролюбие есть». От сего происходит всякая неправда, многоразличное хищение и воровство. И в каком ни будет звании и чине язва сия, многоразличная злая наносит.

Святитель Тихон Задонский

Блага материальные необходимы в жизни временной, но нельзя сердцем к ним прилепляться и делать их вместо Бога

Что убо? Злато ли де и сребро и прочее временное добро осуждаешь? Никак! не осуждаю злата и сребра и прочаго богатства, ибо все есть Божие создание и Божий есть дар, человекам данный. Но осуждаю златолюбие и сребролюбие, которым сердце от любви и почитания Бога живаго отводится. Не хулю злата и сребра, но не хвалю сребролюбца, который, оставивши Бога, к сребру и злату сердцем прилепляется, и вместо Бога, мамоне работает. Негрешно иметь злато и сребро, но грешно прилагать ему сердце. Оно должно служить нам, а не мы ему. Служит же нам как прочее создание, так злато и сребро, чтобы мы Богу служили. Но когда любим тое и прилагаем ему сердце, то уже не оно нам, но мы ему работаем, и тако, работая мамоне уже Богу не работаем. «Никтоже бо может двема господинома работати» (Мф. 6, 24).

Святитель Тихон Задонский