Чудеса в прошлом и настоящем

«ПРОСТИ, ПРОСТИ МЕНЯ, БАТЮШКА»


Напоминание об исполнении обета через сновидение


— Не верил и не верю я снам, батюшка, — говорил один господин, — но лет шесть тому назад приснился мне такой сон, который глубоко запал в мою душу и никогда, кажется, не изгладится из памяти. Не знаю, чем объяснить мое сновидение, знаю только, что оно напомнило мне обет мой, который мысленно дал я при одре умиравшего отца.

Как теперь помню, больной старик лежал в переднем углу. С глубокой скорбью окружала его вся семья. Более всех убивалась матушка. Припав к груди умиравшего, она судорожно рыдала. Слезы ее, видно, горячим оловом канули в самое сердце охладевавшего старца. «Не плачь, мать, — проговорил он слабым, едва слышным голосом. — Бог и дети не оставят тебя». Голос оборвался на последних словах, и батюшки не стало!

Тронутый до глубины души словами родителя, я дал обет в мыслях отслужить по покойному шесть обеден, несмотря на скудное жалованье мое в тогдашнее время. Но мысленный обет мой так и остался обетом мысленным. Я не попросил отслужить и одной обедни по покойному моему отцу, да и забыл о том совершенно. Накануне сорокового дня и увидел я сон, который поразил меня и о котором я хочу рассказать вам.

Снилось мне, будто я приехал с дороги домой и, раздевшись, сел на стул. Семья вся была дома. Мать стояла у печки, такая грустная. Как бы наяву заговорили, помнится, о покойном отце. В минуту нашего разговора отворяется дверь, и в комнату входит умерший отец в белой рубашке. Все испугались. Я первый, оправившись от страха, подошел к покойному и сказал: «Зачем пришел ты, батюшка? Ведь ты умер, зачем же тревожишь нас?» Покойный родитель молча, тоскливыми глазами смотрел на меня. Я же, упершись руками в грудь его, стал толкать из комнаты, приговаривая: «Ступай, ступай от нас, батюшка, и не беспокой нас своим посещением». Но тут-то и пришел мне в голову обет мой. Я пал к ногам родителя и со слезами закричал: «Прости, прости меня, батюшка, я ведь не исполнил данного мною при твоей смерти обета». Родитель, кивнув головой, сказал: «Ну, сын, теперь я пойду». И медленными шагами вышел из комнаты. Вышел и я за ним на крыльцо и смотрел, как он шел от нас. Он шел тихо к церкви, которая была против нашего дома, и скрылся из моих глаз в ее ограде.

Проснувшись, я поспешил исполнить мой обет и с тех пор вот уж седьмой год при всем моем желании, при всех думах, с какими ложусь в постель, не могу увидеть моего умершего отца.


Неверие есть пагубный грех

Святой Иона, митрополит Киевский, имел еще при жизни благодатный дар исцелять разные болезни. Так, однажды молитвами своими он даровал здравие бывшей уже при смерти дочери великого князя Василия Васильевича Анне.

Но один человек, одержимый неверием от зависти дьявольской, говорил, что не молитвой митрополита великая княжна освободилась от болезни, а как естественным порядком болезнь эта пришла, так по тому же естественному закону она и прошла.

Блаженный Иона призвал к себе сего человека и сказал ему: «Чадо, не сомневайся ни в чем, ибо то, что невозможно для людей, возможно для Бога. Бог, сверх ожидания, даровал жизнь сей девице ради веры державных ее родителей». Но тот не слушал и начал говорить слова еще более хульные.

Тогда святой сказал ему: «Пусть свяжется лукавый язык твой, пусть закроются хульные уста твои, и да умрешь ты вместо той девицы, имевшей умереть». И тотчас хульник пал безгласный на землю и спустя немного времени испустил дух, так как дерзнул похулить дар Святого Духа, бывший в том великом архиерее.

Источник: Журнал "Русский инок"