Мир душевный выше всего

Схиархимандрит Серафим (1885-1976), в миру Иван Романович Романцов, - один из великих Глинских старцев. Поступил в Глинскую пустынь в 25 лет, в период после Великой Отечественной войны был духовником обители. Дважды пережил закрытие Глинской пустыни. Был арестован и работал на строительстве Беломорканала. Нашел приют в Абхазии, где до самой своей кончины служил в кафедральном соборе Сухуми.

Время не сохранило ни даты его писем, ни имена адресатов. Но оно донесло живое слово наставлений старца, одновременно прямое, строгое и согретое отеческой любовью. Можно представить себе, какое благотворное действие имели эти письма на души его духовных чад в годы безбожия и глумления над верой. Сердце и сегодня откликается на их врачующее прикосновение.


Ваше Высокопреподобие, дорогой о Господе собрате отче И.!

По крайнему недостатку времени пишу вам письмо, пришедши из церкви вечером в ... часов. Что вам писал, то и теперь скажу, что всего необходимее для спасения смирение и истинное, внутреннее убеждение, что вы хуже и грешнее всех и всего, но это — величайший дар Божий и приобретается он многими трудами и потами. Тогда человек в душе своей ощущает такое спокойствие, которое никакими человеческими словами неизъяснимо. Ищите денно и нощно этот драгоценный бриллиант. Истинно смиренный всех, как себя, любит, никого даже и мысленно не осудит, всех сожалеет, всем желает спастись, видит свою греховную нечистоту и со страхом помышляет, как будет отвечать на Суде Божием, но не предается отчаянию или унынию, а твердо уповает на Воздаятеля и Спасителя своего. Истинно смиренный, если имеет какие от Бога дарования: молитву, или слезы, или пост, или иное что то все оное тщательно скрывает, ибо похвала людская, как моль или ржа, все изъедает. Вот я грешный, что мне Господь внушил написать вам, то и написал. Простите за малое писание по недостатку времени. Душевно Вам желаю преуспеяния в жизни духовной. Остаюсь ваш убогий Богомолец

Недостойный Серафим
Молитвами преподобного Сергия и старцев наших святой обители нашей да благословит тебя Господь начать учение и окончить во славу Божию.

 

***

«Не судите, да не судими будете» Ни что столько не прогневляет Бога, ни что так не обнажает человека и не приводит в оставление от Бога, как злословие или осуждение или уничижение ближнего. Почему мы не осуждаем лучше самих себя и наши грехи, которые мы достоверно знаем и за которые должны будем дать ответ пред Богом? Зачем восхищаем себе суд Божий? Чего хотим от Его создания? Не должны ли мы трепетать, слыша, что случилось с Великим оным старцем, который узнав о некоем брате, что он впал в блуд, сказал: «О, худо он сделал!» Тогда Св. Ангел принес к нему душу согрешившаго и сказал ему: «Посмотри, тот кого ты осудил, - умер, куда повелишь ты поместить его, в царство или муку?» Есть ли что страшнее той тяготы? Ибо что иное значат слова Ангела к старцу, как не сие: «поелику ты судия праведных и грешных, то скажи, что повелишь о смирении душе сей? Помилуешь ли ты ее, или предашь мучению?» Св. Старец пораженный сим, все остальное время жизни своей провел в стенаниях, слезах и в безмерных трудах, молясь Богу, чтобы он простил ему тот грех - и это уже после того, как он пав на лице свое к ногам Св. Ангела, получил прощение. Ибо сказанное Ангелом: «Вот Бог показал тебе, какой тяжкий грех осуждение, чтобы ты более не впал в него», уже означало прощение; однако душа старца до самой смерти его не хотела более утешиться и оставить свой плач. Итак, чего хотим мы от своего ближнего? Чего хотим от чужой тяготы? Есть у нас о чем заботиться, братия! Каждый да внимает себе и своим грехам. Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику он знает и душевное устроение каждого и силу, и образ воспитания, и дарования и телосложение, и способность; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Один знает. - Действительно случается, что брат погрешает по простоте: но имеет одно доброе дело, которое угодно Богу более всей твоей жизни; а ты судишь и осуждаешь его, и отягощаешь душу свою. Если же и случилось ему преткнуться, почему ты знаешь, сколько он подвизался и сколько пролил крови своей прежде согрешения; и Бог видит труд его и скорбь, которые он как я сказал, подъял прежде согрешения и милует его. А ты знаешь только сие согрешение; и тогда, как Бог милует его, ты осуждаешь его и губишь душу свою. Почему ты знаешь, сколько слез он пролил перед Богом о сем? Ты видел грех его, а покаяния его не видел. Иногда же мы не только осуждаем, но и унижаем ближнего. Уничижение есть то, когда человек не только осуждает другого, но и презирает, т.е. гнушается ближним и отвращается от него, как от некоей мерзости: это хуже осуждения и гораздо пагубнее. Хотящие же спастись, не обращают внимания на недостатки ближних, но всегда смотрят на свои собственные и преуспевают. Таков был тот, который, видя, что брат его согрешил сегодня, вздохнул и сказал: «Горе мне! Как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра». Сказав: «так и я завтра», он внушил себе страх и попечение о том, что и он в скором времени может согрешить и так избежал осуждения ближнего. Притом не удовлетворился этим, но и себя повергнул под ноги его, сказав: «И он (по крайней мере) покается о грехе своем, а я не покаюсь, как должно, не достигну покаяния, не в силах буду покаяться». Видишь просвещение Божественной души? Мы же, окаянные, без разбора осуждаем, уничижаем, если что заметим, видим или услышим или только подозреваем; и что еще хуже, мы не останавливаемся на своем собственном вреде, но встречая и другого брата, тот час говорим ему: то и то случилось, и вредим ему, внося в сердце его грех. И не боимся мы сказавшего «Горе напаяющему подруга своего развращением мутным» (Авв. 2, 15) - но совершаем бесовское дело и нерадим о сем. Ибо что иное делать бесу, как и не смущать и не вредить. А мы оказываемся помощниками бесу, на погибель свою и ближнего; ибо кто вредит душе, тот содействует и помогает демонам, а кто приносит ей пользу, тот помогает Св. Ангелам. От чего же мы впадаем в сие, как не от того, что нет в нас любви. Ибо если бы мы имели любовь, то с соболезнованием и состраданием смотрели бы на недостатки ближнего, как сказано: «Любы покрывают множество грехов. Любы не мыслит зла, вся покрывает» и прочее... (1 Кор. 13, 5).

Аминь. Недостойный Серафим


* * *

Милость Божия буди с вами!

Спасайся о Господе со страхом и усердием ради вечного блаженства. Гори всегда как свеча пред Богом. В Нём вся наша радость, утешение и покой. Если тебя постигла скорбь, тяжкая, мучительная болезнь, принимай её как от руки Божией. Болезнь часто нам посылается за грехи наши. Ведь в скорбях мы всегда делаемся ближе к Богу. Главное - никогда не отчаивайся в болезни. Господь посылает её по безграничной любви своей к нам грешным и недостойным. Ты сама восчувствовала и знаешь хорошо, как болезнь приводит и приближает к Господу, горе наше в том, что мы бываем очень нетерпеливы и малодушны. А ведь кто принимает болезнь и всевозможные скорби и лишения как от руки Божией, тех Господь спасает. А в спасении вся наша радость и цель жизни. Мы подвиги, посты, бдения не можем нести по своей немощи, какие раньше несли святые угодники Божий, подвижники, зато Господь милосердный, по своей неизреченной любви к роду человеческому, желающий всем спасения, и посылает нам болезнь вместо подвигов, но сверх сил болезнь не даётся. Его Святой воле известно, в какой мере мы можем понести её, а от нас требуется только беспрекословное подчинение Его Святой Воле. В такой болезненной скорби святые отцы советуют всегда призывать на помощь милосердного Господа, Матерь Божию и святых угодников. Кроме того, с полным смирением, кротостью, многотерпением переносить тяжкую свою болезнь, видя в ней великую милость Божию, полезную нашему спасению. Так что, сестра, и я, благожелатель твоего спасения, прошу и призываю тебя в смирении и терпении переносить данный Богом тебе тяжкий, но славный Крест для приобретения вечной райской обители и радостного пребывания всегда с Господом. Для облегчения твоего и утешения советую тебе приобрести непрестанную молитву Иисусову. Старайся, как можно чаще повторять великие святые слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». Имея при этом полное смирение и сокрушение в своих грехах, считая себя ниже и хуже всех, и тогда ты восчувствуешь такую радость на душе, что и описать невозможно. Тебе и болезнь будет казаться уже более выносимой и посильной, и свет Божественной благодати озарит твою душу. И в таком блаженном состоянии ты будешь рада пребывать всю свою жизнь, хотя и многоболезненную и трудную, так как твоя душа соединится с вечным сладчайшим Богом здесь, и в будущей жизни такое блаженное состояние перейдёт с тобою в вечность. Терпи, смиряйся о Господе. Матерь Божия да покроет Вас Покровом Милости Своея. Если поправишься от болезни, то поезжай в обитель.

Недостойный Серафим



***

Милость Божия буди с вами!

Мир душевный выше всего, выше поста и молитвы. За обидчиков молись: они твои друзья, через них тебе Господь даёт венцы, а если ропщешь, то лишаешься венцов. Следовательно, избегай любопытства, пересудов и всего лишнего, не относящегося к тебе. Каждый день готовь себя к искушениям и скорбям и всякого рода обидам, клеветам и тому подобное, знай, это к тебе милость Божия идёт. За претерпение всего станешь в ряды мучеников и без других подвигов сподобишься Царствия Небесного. Помни главное: считай каждый день последним и проведи его в страхе Божием и с сокрушением сердечным. Сокращай суету, избегай празднословия. Памятуй о Боге и взывай к нему с покаянием.
Не суди и не осуждай никого, иначе себя осудишь. Не разбирай чужих мыслей, дел, кляуз и сплетен. Это враг старается рассеять: тебя и отвлечь от молитвы.
Знай Бога, храни Его заповеди, слушай духовного отца. От ближних принимай в душу только доброе, что согласно с заповедями Божиими.

Желаю вам здравия, мира и спасения. Недостойный Серафим

Источник: Журнал "Глинские чтения"

Спутниковое ТВ триколор тв личный кабинет войти.
hotlinesupport.ru
Понять что такое новостройка от застройщика новая Москва
novostroy.ru
Rehau delight design
Монтаж пвх окон Rehau. Немецкие оконные профили от завода-изготовителя
окна-эдинбург.рф